Всякое определение есть ограничение
Б. Спиноза

Тема моего сегодняшнего обращения к вам — правила в фотографии. Существуют ли они вообще? Что это за правила? И кто их соблюдает?
Отвечу — да, правила есть. Кто-то их написал, кто-то о них говорил и, конечно же, нашлись те, кто их слушал, читал и следовал им. Это понятно. Но. Как сказал известный американский фотограф Энесел Адамс: «Нет правил хорошей фотографии, есть просто сами хорошие фотографии». О том же говорил и Билл Брандт — один из самых разносторонних и плодотворных фотографов, работающих в Великобритании: «Фотография — это не спорт. У неё нет правил. Всё должно быть испробовано».
Я сама ни у кого не училась фотографии, не ходила на курсы и институтов, как говорится, не кончала. Но, конечно же, о «правилах» слышала и знаю их. Сейчас я перечислю основные, к которым прислушиваются все:
1. Не должно быть пересветов (то есть абсолютного белого)
2. Не должно быть провалов (то есть абсолютного черного)
3. Избегайте завала (наклоненный горизонт)
4. Не располагайте горизонт по середине кадра, линия должна быть н 1/3 вверху или внизу.
5. Снимок должен быть резким
6. Нельзя кадрировать изображения людей по суставам.
Ну и многие другие типа «золотого сечения», которые перечислять я не вижу смысла, потому как суть того, что хочу сказать, как раз в обратном — я против правил в фотографии.
Например, с приходом супер-точной техники, когда на снимке можно увидеть каждую родинку и каждый волосок, почему-то большинство фотографов решили, что все эти детали непременно надо сохранять на снимке. Я не считаю, что на портрете обязательно должна быть видна каждая пора и вовсе не обязательно, как модно говорить, сохранять текстуру кожи. Иногда да, иногда, вероятно, она нужна, но это не есть непременный показатель качества и уж тем более художественности снимка. Точно также не надо стремиться к полному «разглаживанию» лиц. Часто начинающие фотографы скачивают какой-нибудь плагин вроде Portraiture и давай на радостях все замазывать. Тоже самое касается резкости. Кто сказал, что на снимке должна быть идеальная резкость?
А не так давно, смешно даже повторять, я на страничке одной девушки-фотографа из Австралии прочитала в советах о том, как понять, что перед вами портфолио профессионала — на более чем 50% фотографий «жених и невеста обязательно должны смотреть в камеру» (так и пишет)! Кроме этого у нее было еще много «ценных» советов, но больше «о драконах ни слова» 🙂