Этот вопрос волнует не только клиентов, но и самих фотографов. Начинающие коллеги частенько обращаются ко мне с вопросами: «Как определить оптимальную цену на ту или иную услугу?», «Как составить прайс?», «Когда можно повышать цены?», «Можно ли цены снижать» и так далее…

Постараюсь изложить приобретенный мною опыт, в этой заметке.

  1. Безусловно, стоимость услуг фотографа может и должна зависеть от уровня его работ и наработанных навыков. Например, стоимость моей работы за 10 лет возросла как раз примерно в 10 раз. Также, как и стоимость аппаратуры за эти годы…
  2. На стоимость работы фотографа напрямую влияет стоимость его аппаратуры. Камера может быть за 1000$, а может быть и за 3000$. Плюс к этому один фотограф может обойтись одним объективом, а другой использует два или три за съемку (а это еще плюс 1000$ или 2000$ умноженные, соответственно на 2 или 3). Плюс световое оборудование, и так далее. Понятное дело, конечно, что «варит борщ не кастрюля», но, к примеру, тот же борщ из золотой тарелки в элитном ресторане будет дороже, чем из бумажной где-то за углом, так ведь? Не факт, что он будет вкуснее — это уже другая история, но мы тут говорим о цене… поэтому такой пунктик в этой заметке неизбежен.
  3. Важно учитывать ценовую политику региона, где работает фотограф. Например, цена, которая является нормальной для городка численностью полмиллиона или меньше, не может быть такой же в многомиллионном мегаполисе или на курорте. Тут просто необходимо изучить рынок. Если вы фотограф, то полистайте сайты коллег, если клиент, то, соответственно, узнайте цены других фотографов в этом же регионе.
  4. Сроки выполнения работы.
  5. Фото в готовом виде. Клиенту необходимо уточнить, что именно он получит в итоге. Кто-то из фотографов отдаст лишь 10-20 фото на диске, кто-то весь отснятый материал с обработкой, кто-то печатает фото, кто-то нет, кто-то изготавливает в подарок слайдшоу и так далее… Всё это также должно учитываться при составлении прайса.
  6. Последний. Стоимость работы фотографа напрямую зависит от его репутации. Это вроде как повторение первого пункта, но не совсем… Не каждый фотограф с годами становится лучше — это как вино — может стать дороже, а может и в уксус превратиться. Так что совет клиентам — прислушивайтесь к рекомендациям тех, кто уже пользовался услугами того или иного мастера.